photo #1
photo #1
photo #1
photo #1
photo #1
photo #1
photo #1
photo #1
photo #2
photo #3
photo #4
photo #5
photo #6

Инф-образоват.ресурсы

 

Для учащихся 7-11 классов и их родителей

Психологический портрет подростка.

          Главной особенностью подросткового возраста является его переходный характер – от детства к взрослости. То есть подросток уже не ребенок, но еще не взрослый. Переходность присуще всему: поведению подростка, его поступкам, делам, манерам одеваться, говорить и т.д.

Главная же задача ПОДРОСТКА – формирование самопознания и идентичности (быть как другие сверстники).

Все мы родом из детства – эта великая фраза знакома всем и каждому,  детство – это фундамент жизни ребенка, это наша страна, где родились и жили, квартира, в которой сделали первые шаги. Первая социальная оболочка, в которую попадает ребенок после рождения – это семья. Именно в семье ребенок получает первые знания, умения и навыки. И от того, каким путем ребенок их получит,  в какой обстановке, в каком психологическом климате пройдут первые три года его жизни – будет зависеть и протекание всех последующих психологических возрастных кризисов, и самого тяжелого из них – это кризиса подросткового возраста. Поэтому родители несут ответственность за то, как их ребенок проживет свою жизнь и переживет все основные кризисные моменты своей жизни. Будут эти кризисы переживаться бурно, агрессивно, либо они пройдут ровно и незаметно как для самого ребенка, так и для родителей, либо эти кризисы будут воспитывать ребенка, приносить ему пользу, и в них ребенок будет познавать себя, формировать адекватную самооценку, самореализовываться и самоутверждаться.

Рассмотрим основные моменты протекания возрастного кризиса -подросткового возраста. В настоящее время этот кризис стал на много моложе, если раньше мы считали временными рамками – 13-16 лет, то сейчас в большинстве случаев этот возраст начинается с 11 лет и у многих затягивается аж до 17 лет, т.е. акселерация дала нам вместо 3 лет исканий ребенка – 6 лет. Но помимо возрастных изменений, происходят и физиологические изменения. Изменения роста, веса тела, голоса и в связи с этим – изменения в жизни ребенка.

Именно в подростковом возрасте, друзья становятся идеалом для подростка, и в некоторых случаях могут полностью перекрыть для него авторитет родителя/взрослого. Поэтому, вам, родителям, необходимо знать друзей ваших детей в лицо, стараться поддерживать с ними связь, дружеские отношения, тем самым вы еще больше сблизитесь со своим ребенком, расположите его к себе и сгладите острые углы кризиса.

Переходному возрасту свойственно подражание, создание кумиров. Поэтому, вам, необходимо знать, чем занимается, увлекается и интересуется ваш ребенок. Стремиться к тому, чтобы найти с ним общие интересы, которые ему будут полезны, важны и нужны.

Также, переходный возраст характеризуется тем, что у подростка начинает формироваться адекватная самооценка, меняется отношение к себе и окружающим. Здесь ваша задача заключается в том, чтобы не дать своему ребенку «заразиться» звездной болезнью. Его надо хвалить, но только за весомые поступки, и в меру. А вот за проступки не ругать, не повышать голос, а спокойно вместе с ним поэтапно рассмотреть все его действия в том или ином деле. Самое главное в начале любой совместной деятельности – оставлять за ним право выбора, т.к. все ваши просьбы и задания, в этом возрасте принимаются остро и рассматриваются как «давление», все это может привести к конфликтам.

Конфликты можно разрешать самим, но лучше всего для вас, советоваться со специалистами, для того чтобы грамотно и без «травм» для ребенка выйти из той или иной ситуации.

Подростковый возраст – это тот возраст, когда ничего не страшно и все хочется попробовать. И девочки и мальчики – чувствуют себя героями. Ваша задача – грамотно, без подозрений следить за своим ребенком: где был, с кем был, что делал, но не в форме допроса. Если ребенок не идет на контакт, оставьте его в покое и при удобном случае, ведь никто не знает вашего ребенка лучше чем вы, вернитесь к этой теме. Обязательно следите за литературой, которую он читает и за интернет-сайтами, которые посещает. В этом возрасте ребенок очень внушаем и его легко «программировать», а вы сами знаете, что интернет несет много отрицательной и ненужной ребенку информации.

Чтобы не доводить и без того сложный период жизни вас и вашего ребенка до критической ситуации – предлагаю вам рекомендации, которые были составлены совместно с разными по возрасту учащимися гимназии, в том числе и вашими детьми.

 

                          ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЕНКА.

  • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
  • Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  • Не полагайтесь на силу в отношениях.это приучит меня к тому, что считаться надо только с силой.
  • Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться оставить последнее слово за собой в каждом случае.
  • Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это пошатнет мою веру в вас.
  • Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только для того, чтобы расстроить вас. Другими словами, я пытаюсь достичь таким образом еще больших «Побед».
  • Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю «Я вас ненавижу!» Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь, став «плаксой и нытиком».
  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжить использование ва в качестве прислуги.
  • Не позволяйте моим «дурным» привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня использовать их в дальнейшем.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних лиц. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы сможете мне все спокойно объяснить с глазу на глаз.
  • Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам, мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится минимальным.
  • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации, вы будете удивлены, узнав, как я великолепно знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
  • Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
  • Не придирайтесь ко мне и не кричите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  • Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
  • Не перекладывайте ваши проблемы на меня: у меня своих – невпроворот.
  • Не требуйте от меня большего, чем я могу. Иначе, я начинаю ощущать, что ваша любовь зависит всецело от моих достижений: если получил хорошую отметку, то мы тебя любим, а если плохую – отвергаем. Не торгуйте святым чувством.
  • Давайте мне простор для выбора, создавайте условия для того, чтобы я имел свободу выбора и выбирал самостоятельно.
  • Не делайте меня ответственным за все: я отвечаю лишь за свои поступки.
  • В конце концов, любите меня таким, каков я есть. Я отвечу вам тем же.

 

ЛОГО1