Страничка социального педагога
Здравствуйте!
Рада приветствовать Вас на страничке социального педагога.
Социальный педагог – это тот человек в школе, деятельность которого призвана объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания всесторонней помощи и поддержки в развитии и воспитании детей. Деятельность социального педагога предполагает взаимодействие с детьми, в процессе социализации которых возникают различного рода проблемы. Успех ребенка в школе, воспитание социально активной личности, умеющей принимать самостоятельные решения – залог успеха человека в жизни. Каждый ребенок талантлив, каждый ребенок – это целый мир, необходимо только вовремя заметить и помочь ему раскрыть свой талант, исходя из его индивидуальности и личностных качеств.
Цель работы социального педагога: создание условий для успешной социализации ребенка.
Направления деятельности социального педагога:
- диагностическое;
- консультативно-просветительское;
- профилактическое;
- организационно – методическое.
Задачи работы на 2019-2020 учебный год:
- осуществлять раннее выявление учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- диагностировать социальную ситуацию в школе;
- формировать у детей и их родителей чувство ответственности за свои поступки, за семью и воспитание детей;
- пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать формированию негативного отношения к социальным порокам: алкоголизму, токсикомании, наркомании и т.п.;
- вести работу по профилактике правонарушений и безнадзорности среди учащихся школы;
- консультировать классных руководителей, родителей по вопросам социальной адаптации ребенка;
- вести просветительскую работу среди родителей педагогических и правовых знаний.
Ожидаемые результаты:
- увеличение числа школьников, ориентированных на формирование полезных привычек, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни;
- стабилизация и, в дальнейшем, снижение количества пропусков занятий по неуважительным причинам, снижение количества правонарушений среди школьников.
В своей социально-педагогической деятельности социальный педагог руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Конституцией РФ;
- Гражданским, Семейным, Уголовным кодексом;
- Кодексом об административных правонарушениях;
- Законом РФ “Об образовании”;
- Федеральным законом №120 “Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”;
- Федеральным законом № 124 “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”.
Основы социально-педагогической деятельности
Социально-педагогическая деятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологии — одного из сложившегося на основе предыдущего опыта или выявленного и обоснованного пути достижения определенной социально-педагогической цели (Л.В. Мардахаев). Технология вообще — это совокупность приемов, применяемая в каком-нибудь деле, мастерстве, искусстве. Необходимо отметить, что специалисты сегодня не пришли пока к единому мнению относительно технологизации социально-педагогической деятельности.
С точки зрения В.П. Беспалько, любая деятельность либо технология, либо искусство. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. Интуиция жизненно необходима социальному педагогу, так как не всегда у него имеется запас времени для того, чтобы просчитать оптимальный вариант поведения и (или) реакции возникающие ситуации. Однако социальная педагогика утверждается как наука, поэтому увеличивается количество направлений деятельности социального педагога. В связи с этим социальному педагогу важно уяснить основания для выбора уже сложившейся технологии либо разработки специальной технологии для конкретного случая. Это значит — определить:
· цель своих усилий;
· необходимые условия для ее реализации;
· особенности и возможности ребенка, подростка;
· возможности и особенности социума, микросоциума (школы, класса, семьи и др.);
· возможные формы и методы ее реализации;
· временные возможности для достижения поставленной цели.
Различные направления работы социального педагога в разной степени поддаются технологизации.
Социальные технологии — методы решения социальных проблем, направленные на формирование условий жизни и развития общества, общественных отношений, социальной структуры с целью обеспечения потребностей человека, создания условий для реализации его потенциальных способностей и интересов, с учетом одобряемой обществом системы ценностей и взаимозависимости между общественным прогрессом и экономическим развитием.
По практической направленности различают социально-экономические, организационно-распорядительные, медико-социальные и психолого-педагогические социальные технологии.
По способам реализации различают социальные технологии:
— основанные на государственном патернализме;
— основанные на самозащите каждой отдельной личности;
— совмещающие в той или иной мере государственный патернализм и самозащиту личности.
Классификация социальных технологий:
№
п/п |
Основная классификаци | Виды социальных технологий |
1 | Сфера применения | — глобальные — универсальные — региональные |
2 | Объекты | — групповые — общинные — индивидуальные |
3 | Характер решаемых проблем | — организационные — обучающие (информационные) — инновационные (поисковые) — социальное моделирование — социальное прогнозирование |
4 | Область заимствования методов | -социально-медицинские — социально-психологические — социально-педагогические: * социально-педагогическая профилактика * социально-педагогическая поддержка * психолого-педагогическая коррекция социальной ситуации защиты детства * социальная защита детства * социально-педагогическая реабилитация детей и подростков |
5 | Направления социальной работы | Собственно социальной работы: — социальная диагностика (экспертиза) — социальная профилактика — социальный контроль (надзор) — социальная реабилитация — социальная адаптация — социальный патронаж (опека) — социальное обеспечение — социальная терапия — социальное консультирование |
Технологии социальной работы:
- Социальная диагностика- это комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознания и изучения причин наследственных связей, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.· Социальная реабилитация — это процесс, направленный на восстановление способностей человека к жизни деятельности в социальной среде предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества.· Социальное обеспечение — это система оказания социальных услуг в рамках государственной системы, материального обеспечения и обслуживания лиц нуждающихся в социальной помощи.· Социальная терапия — это целенаправленный процесс практического воздействия, государственных структур, общественных организаций на конкретные формы социальных отношений.· Социальное консультирование — это технология оказания социальной помощи путем целенаправленного, информированного воздействия на человека по поводу его социализации.· Социальная адаптация — это система методов и приемов, направленных на оказание поддержки людям в процессе их социализации или приспособление к новым условиям в связи с изменением социального статуса, а также неадаптированным личностям.· Социальный контроль — это механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов организованного воспитательного характера. В социальной системе он направлен на обеспечение функционирования систем в соответствии с определенными нормами.
· Социальная профилактика — это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих негативное отклонение в развитии и поведении.
· Социальная опека — это особая форма государственной защиты прав личности и имущества недееспособных граждан.
Владение технологиями позволяет оптимизировать свою профессиональную деятельность, поднять на уровень профессиональное мастерство. В этом случае к огромному арсеналу методов, приемов и способов деятельности социальный педагог подходит с позиции необходимости и достаточности. Характер технологии, используемой социальным педагогом, задается проблемой ребенка, особенностями его личности, воспитательного микросоциума, уровнем социальной адаптации и возможностями самого специалиста.
Классификация основных методов, используемых социальным педагогом.
Условно методы можно разделить на методы исследования социально-педагогической реальности и методы ее преобразования (С.В.Тетерский). Имеет право на существования и классификация, предложенная Ф.А.Мустаевой, она выделяет: методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи. В контексте содержательной характеристики социально- педагогической деятельности возможно деление, имеющихся методов на: социально-педагогического исследования, методы социального обучения и воспитания, методы социально-педагогической помощи (Л.Н.Маркина).
Следует отметить, что в современной педагогической реальности наблюдается тенденция превращения методов науки в методы практической деятельности работников образовательных учреждений. Так, в реальной практической деятельности, социальному педагогу, чтобы оказать профессиональную помощь ребенку, необходимо собрать объективные сведенья о ребенке и его окружении, проанализировать полученные сведенья, выстроить предположение (гипотезу) о возможном решении проблемы социальной жизни ребенка, предпринять конкретные практические шаги по реализации, выдвинутой гипотезы и, наконец, проверить результативность, предпринятых им шагов.
Методы | ||
Социальной работы | Психологические | Педагогические |
Методы социальной диагностики: — интервью — мониторинг — социологический опрос — экспертная оценка — экспертный прогноз — биографический метод |
Психодиагностические: — тесты интеллекта и способностей — личностные опросники — тесты достижений — проективные тесты — рисуночные тесты — социометрия |
Организационные: — педагогический эксперимент |
Методы социальной профилактики: — превентивный метод — социальная терапия — социодрама — группа поддержки |
Психокоррекционные: — психогимнастика — игровая коррекция — игротерапия — арттерапия — диагностический обучающий эксперимент -социально-психологический тренинг |
Педагогической диагностики: — педагогическое наблюдение — естественный эксперимент |
Методы социального контроля: — социальный надзор — социальная опека — социально-медицинский уход — социальное обслуживание |
Методы психологического консультирования: — эмпатическое слушание — интерпретация — идентификация — фасилитация — выдвижение гипотез |
Обучения: — словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция) — наглядные (иллюстрация, демонстрация, работа с учебником) — практические (упражнения, игры, творческие задания, проблемные ситуации) |
Методы социальной реабилитации: — трудотерапия — статусное перемещение — групповая терапия — кризисная интервенция |
Метод психотерапии: — самовнушение — рационализация — психоанализ — транзактный анализ — групповая терапия — семейная терапия |
Воспитания: — положительный пример — убеждение — приучение — поощрение и наказание — внушение — упражнение — перспектива — игра — доверие — организация успеха самовоспитание |
Социально-экономические методы: — метод льгот и пособий — метод компенсаций — социальный патронаж — медицинский патронаж — социально-экономические санкции |
||
Организационно-распорядительные методы: — регламентирование — нормирование — инструктирование — критика — контроль и проверка исполнения |
||
Социально-педагогические методы | ||
Методы как элемент социального воспитания: — метод мотивирования и поощрения к действию — метод репродуцирования — метод закрепления и обогащения — метод содействия и сотворчества |
Методы воздействия: — методы, воздействующие на сознание — методы, воздействующие на чувства — методы, воздействующие на поведение |
Методы организации социально-педагогического взаимодействия: — метод целеполагания — метод ценностного ориентирования — метод организации деятельности — методы общения — методы оценки — методы самореализации |