photo #1
photo #1
photo #1
photo #1
photo #1
photo #1
photo #1
photo #1
photo #2
photo #3
photo #4
photo #5
photo #6

Инф-образоват.ресурсы

 

Служба поддержки молодых педагогов

                         

 

 Безымянный

        

 

 

 

  Дорогой друг!

 

         

 

         Ты выбрал одну из самых благородных, трудных, самоотверженных профессий — профессию ПЕДАГОГА.

         Труд педагога сложен и кропотлив, его не вместить в четкие рамки времени, не измерить результатами сегодняшнего дня.

         Современной школе необходимы молодые учителя, смелые и сильные, многогранные и ответственные, способные к сопереживанию. Школе нужны целеустремленные, неординарные, талантливые педагоги.

         Профессия педагога -благородная профессия. Она почётна тем, что оставляет доброе чувство исполненного долга перед детьми, позволяет ощущать свою причастность к их судьбе, а значит, свою полезность.

         Работа с детьми — это настоящее служение, которое требует от педагога полной самоотдачи и безусловной любви к делу, которому посвящена жизнь.Справедливость, честность, любовь к детям — это основа доверия ребенка к педагогу.

         Помни о главном своем предназначении в школе: знания детей должны быть прочными, а их  пребывание в школе — радостным.

         Желаю вам, молодые коллеги, педагогического романтизма, успехов в сотрудничестве с учениками и их родителями. Работайте с «огоньком», творчески, это поможет получить желаемые результаты от нелегкого, но такого нужного и прекрасного труда!

         Мы верим в вас и надеемся, что дело воспитания и обучения подрастающего поколения останется делом всей твоей жизни.

                            Больших вам творческих успехов!

 

С уважением, директор МБОУ «СОШ №4 с УИОП СГО»

                                                                  Елена Олеговна Кремер

г.Советск

2013 г.

 

Памятка для молодого учителя

1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно — недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.

3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?» — это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания — дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины.

4.Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.

6. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую отметку.

7. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.

9. Удерживайтесь от излишних замечаний.

10. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу.

«Школа молодого педагога» продолжает работу

Современная школа остро нуждается в молодых, талантливых, высококвалифицированных учителях, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации в стране, специфику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности. Необходимо, чтобы учитель был информирован о последних достижениях науки, держал руку на пульсе современности, постоянно совершенствовал средства и методы, используемые в учебном процессе.

Привлечение к работе молодых специалистов, педагогов, получивших современное профессиональное образование, поможет решить проблему кадрового обеспечения, позволит ускорить процесс внедрения стандартов второго поколения, современных информационных, коммуникативных и здоровьесберегающих технологий, других педагогических инноваций в систему общего образования. Актуально для руководителей образовательных учреждений в работе с кадрами создание условий для адаптации и закрепления молодых специалистов в образовательных учреждениях. Эту актуальную проблему каждое образовательное  учреждение решает по-своему.

В нашей школе накоплен  позитивный опыт в работе с молодыми специалистами. Прежде всего, мы торжественно встречаем их в коллективе. На заседании педагогического совета директор приветствует их, вручает цветы, сувениры, дает напутствия, знакомит с коллективом, с традициями школы, её достижениями и проблемами. В общении с молодыми администрация и опытные учителя выясняют их увлечения, желания, интересы. Стараемся понять, какая помощь потребуется каждому, как рациональнее использовать их способности.

Традиционно, в октябре месяце, в школе проводим День методического мастерства «Знакомьтесь, коллеги». Молодые педагоги дают свои первые открытые уроки для коллег.

фото учителя 232

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с учениками — вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка. Молодому специалисту необходима постоянная товарищеская помощь.

Вторым шагом в адаптации является организация наставничества. Работу учителей-наставников рассматриваем как одно из ответственейших направлений в работе с молодыми педагогами.  Это опытные, творчески работающие учителя. Они составляют индивидуальный план работы с молодым специалистом, по которому работают на протяжении учебного года. Наставники помогают наладить правильные отношения с детьми, учат  грамотно и эмоционально говорить на уроках,  заинтересовывать детей своим предметом.

Следующим шагом является шаг к мастерству. Значительную роль отводим работе в «Школе молодого педагога», которая уже третий год продолжает свою работу. Особое внимание  уделяем  теоретическим и практическим занятиям, которые проводятся как в традиционной, так и в нетрадиционной форме работы с молодыми учителями. Имеют место и индивидуальные консультации. Молодые учителя получают конкретные советы по трудным вопросам, знакомятся с основными требованиями ведения школьной документации, с новейшими педагогическими технологиями и другими аспектами учебно-воспитательной деятельности.

Еще один традиционный конкурс профессионального мастерства «Молодой педагог» проводится в школе в январе месяце.  Молодые специалисты с большим увлечением демонстрируют свой небольшой педагогический опыт.

Все это ускоряет процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Учитель чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии.

В нашем коллективе молодой преподаватель чувствует постоянную поддержку администрации, опытных наставников, руководителей кафедр, учителей-коллег.  Именно в таком коллективе может сформироваться настоящий учитель. И мы рады, что в школе число молодых специалистов с каждым годом увеличивается.

Проект

«История костюма»

История костюма

 Введение

Народный костюм — это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно-исторической общности. Историческое сознание личности помогает ориентироваться в настоящем, определять направления в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую идентичность.

Цель проекта: приобщение обучающихся к культуре через традиционный костюм

Задачи.

  • Внедрять методы, приёмы, формы музейно-педагогической технологии в учебно-воспитательный процесс.
  • Развивать проектную и исследовательскую деятельность учащихся с привлечением исторических и археологических источников.
  • Перейти на качественно новый уровень проведения учебно-воспитательной, культурно-массовой и экскурсионной работы с применением современных информационных технологий.
  • Работать над совершенствованием экспозиционно-выставочного комплекса путем разработки новых экспозиций, применять дизайнерские решения
  • Оказывать методическую помощь учителям-предметникам в подготовке и проведении уроков с применением созданных музейных экспонатов.

Планируемая деятельность.

I этап – создание научной работы по реконструкции костюма вятичей XII-XIII веков, выступление на городской практической конференции.

II этап – разработка тематических классных часов на основе изученных материалов

III этап –

I этап

Его основной задачей является создание условий для успешной реализации проекта.

Содержание деятельности подготовительного этапа.

Цель работы на данном этапе: реконструировать костюм замужней женщины из племени вятичей XII-XIII веков.

Задачи:

  1. Рассмотреть историю восточнославянского племени вятичей.
  2. Собрать информацию о женском костюме вятичей XII-XIII веков.
  3. Сшить костюм замужней женщины XII-XIII веков.

 

Анализ состояния образовательных возможностей. Актуализация проекта среди участников образовательного процесса. Определение круга лиц из числа преподавателей, администрации школы по руководству проектом, распределение ролей, создание временных рабочих групп.

Проведение обучающих занятий, семинаров, дискуссий, консультаций с педагогами по изучению современной теории и практики.

Поиск и привлечение партнеров к сотрудничеству в СМИ, учреждениях культуры, ветеранских организациях, учительском сообществе.

II этап

Его основной задачей является включение ресурса научно-исследовательской работы во внеурочную и внешкольную деятельность в рамках реализации  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования и ФГОС второго поколения.

Содержание деятельности основного этапа.

Начальное общее образование

 

  • Воспитание любви к малой Родине (пешие экскурсии, походы на природу, беседы о знатных земляках, встречи с ними, знакомство с историей школы, города через музейные предметы, видеоматериалы).

 Воспитание  нравственных чувств  и  этического сознания:

  • Получение первоначального представления о нормах морально-нравственного поведения
  • Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (классные часы, раскрывающие историю семьи через фотографии, семейные реликвии, музейные предметы, творческие задания, игры).
  • Воспитание  трудолюбия, творческого отношения к труду:
  • Формирование у учащихся интереса и потребности в образовании, развитие их кругозора и любознательности

Основное общее образование

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, малой Родине, прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной (уроки Мужества, тематические и театрализованные экскурсии, музейные и предметные уроки с использованием музейного материала, вахта Памяти, дискуссии, викторины и конкурсы, познавательные игры).
  • Усвоение  обучающимися  нравственных  ценностей,  приобретение начального  опыта  нравственной,  общественно  значимой  деятельности, конструктивного  социального  поведения,  мотивации  и  способности  к духовно-нравственному развитию
  • Освоение обучающимися социального опыта,  основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста (работа в музее экскурсоводами, поисковиками, исследователями, оформителями, создателями видеофильмов и сайта школьного музея).
  • Формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности  в  соответствии  с  личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка
  • Формирование умений   учиться,    осознания   важности   образования   и самообразования  для  жизни  и  деятельности,  способности  применять полученные знания на практике
  • Формирование  коммуникативной  компетентности  в  общении  и сотрудничестве со  сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в  процессе  образовательной,  общественно полезной,  учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности  (музейная культура, диалог, сотрудничество, толерантность).
  • Развитие творческих способностей и формирование культурных потребностей

 

III этап

Основной задачей этого периода является внедрение накопленных знаний анализ результатов деятельности: достижений, недостатков, корректировка дальнейшей работы по заявленной проблематике, оформление продукта проекта.

Содержание деятельности заключительного этапа.

Подведение итогов, обмен опытом участников проекта на заседаниях педсовета, методического совета, школьных кафедр, в рабочих группах.

Проведение конференции «Итоги реализации проекта «Школьный музей как центр духовно-нравственного развития и воспитания».

Оформление продуктов проекта.

  1. Презентация итоговых материалов проекта в Интернете и СМИ.
  2. Сборник лучших разработок экскурсий, музейных уроков, уроков Мужества, классных часов, интегрированных уроков по проблематике проекта.
  3. Сборник методических разработок по музейной педагогике.

4.Разработка Программы развития школы и музея с учётом итогов выполнения проекта.

Рабочий план реализации проекта.

Ожидаемые результаты проекта.

В результате реализации проекта школьный музей станет современным, привлекательным, востребованным всеми участниками образовательного процесса.

Осуществляя социальный заказ общества на  духовно-нравственное  развитие и воспитание личности гражданина России в сфере общего образования, потенциал музея включается в учебно-воспитательный процесс по формированию современного национального воспитательного идеала – высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Музей органично впишется в образовательное пространство школы, что позволит реализовать  системно-деятельностный подход в рамках перехода на  ФГОС нового поколения.  В образовательную и воспитательную деятельность школы  включаются музейные уроки: «Фронтовой быт солдата», «Массовый героизм как источник победы в Великой Отечественной войне», классные часы: «Наши семейные реликвии», «История моей семьи в фотографиях», «Я — гражданин России»,викторины: «История города Советска»,  урок Мужества «Листая истории славной страницы», тематические экскурсии: «Оружие Победы»,  «Боевые награды», интеллектуальная игра«Танковый десант», встречи с ветеранами войны и труда и др. Они  развивают  лучшие гражданские качества школьников через активизацию  эмоционально-познавательной сферы, включение их в творческую деятельность и культурно-историческое пространство музея.
В результате реализации проекта учащиеся:

  • Освоят:

базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, труд и творчество,  семья, социальная солидарность;

активную деятельностную позицию;

способы решения проблем творческого и поискового характера.

  • Приобретутустойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками истории и культуры.
  • Научатсявидеть историко-культурный контекст окружающих их вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры.
  • Получатопыт проектной и исследовательской деятельности, которые по ФГОС являются приоритетными в обучении, и опыт социального взаимодействия.
  • Апробируютсвои силы и возможности в создании и проведении экскурсий,  уроков Мужества, музейных уроков, викторин, конкурсов, встреч с ветеранами иприобретутсоциальный опыт в роли экскурсоводов, исследователей, краеведов, экспозиционеров.
  • Создадутсайт школьного музея и его виртуальное представительство, что расширит  информационное пространство в Сети, а также  электронную базу фондов музея, которая обеспечит учёт и сохранность музейной коллекции.

В результате реализации проекта педагоги:

  • Повысятпрофессиональную компетентность в области музейной педагогики  через семинары, мастер-классы,  индивидуальные консультации.
  • Освояти внедрят музейные педагогические технологии в урочную и внеурочную деятельность.
  • ИспользуютИКТ ресурсы школьного музея в образовательном процессе и внеурочной деятельности.
  • Привлекутдетей группы риска, неуспешных в учёбе к работе в музее, где они себя реализуют.

Педагоги начальной школы, реализующие ФГОС второго поколения, включают ресурс школьного музея в учебный план и программу  духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, педагоги второй и третьей ступени – в учебные и воспитательные планы.

Для педагогов создаётся банк методических разработок и рекомендаций.

Таким образом, реализация данного проекта позволит сохранить и развить школьный музей, сформировать его позитивный имидж, использовать его мощный ресурс в развитии образования и  духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи — будущего  нашего города и области и России.

 

С помощью системы разработанных критериев отслеживается ход выполнения проекта в конце каждого календарного года и по завершению проекта.

С помощью системы разработанных критериев отслеживается ход выполнения проекта в конце каждого календарного года и по завершению проекта.

 Критерии Показатели
количественные качественные
Проектная и исследовательская деятельность учащихся на музейных материалах
Пополнение фонда музея Количество подлинных документов и предметов
Экспозиционно-выставочная деятельность Призовые места в смотрах-конкурсах музеев образовательных учреждений
Методическая помощь учителям-предметникам и классным руководителям Cеминар-практикум «Музейно-педагогические технологии  как ресурс реализации новых ФГОС».2 комплекта «Музей в чемодане».4 консультации по проведению классных часов

«Наши семейные реликвии», «История моей семьи в фотографиях»,

 

Результаты анкетированияОтзывы коллег, учащихся, родителей.

 

 

8.Риски в реализации проекта и пути их преодоления.

 

Возможные риски Пути решения
Недостаточная психологическая подготовленность педагогов к изменениям Поддержание мотивации педагогов. Деятельность по подготовке и повышению квалификации педагогов. Работа психолога школы.
Недостаточное научно-методическоеобеспечение инновационного проекта Установление партнёрских отношений с
Отсутствие преемственности в организации работы над проектом в случае смены координаторов проекта Переход координации к рабочей группе

  

Учитель истории и обществознания Асафова М.И.

Руководитель проекта, наставник   учитель географии Сокол Н.В.

 Проект

«Роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся»

В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Важную роль в формировании исторического сознания школьников играет школьный музей.

В начале 2012 года в нашей школе был разработан проект музея, который рассчитан на 3 года (2012 -2014 г.г.),  и включает 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Цель данного проекта:

• Сохранение и дальнейшее развитие школьного музея как центра духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения .

Задачи:

•Внедрять методы, приёмы, формы музейно-педагогической технологии в учебно-воспитательный процесс.

•Развивать на базе музея проектную и исследовательскую деятельность учащихся с привлечением предметов, материалов, документов музейной коллекции.

•Перейти на качественно новый уровень проведения учебно-воспитательной, культурно-массовой и экскурсионной работы с применением современных информационных технологий.

•Работать над совершенствованием экспозиционно-выставочного комплекса, применять дизайнерские решения, способствующие повышению имиджа музея.

•Оказывать методическую помощь учителям-предметникам в подготовке и проведении уроков с применением музейных предметов,  классным руководителям – во внеурочной деятельности.

Подготовительный этап ( январь – май 2012 г.) включает в себя анализ состояния образовательных возможностей школьного музея, актуализацию проекта среди участников образовательного процесса, определение круга лиц из числа преподавателей, администрации школы по руководству проектом.

Основной этап рассчитан на период с июня 2012 по сентябрь 2014 годов. Его основной задачей является включение ресурса музея, методов и приемов музейной педагогики в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность учащихся.

Основной задачей заключительного периода (октябрь – декабрь 2014 г.) является анализ результатов деятельности: достижений, недостатков, корректировка дальнейшей работы по заявленной проблематике, оформление продукта проекта.

В процессе реализации данного проекта была проделана большая работа.

На начальном этапе были проанализированы возможности музея, а так же намечен план дальнейшей деятельности. Во-первых, вовлечение как можно большего количества учащихся в музейную деятельность и создание актива музея. Во-вторых, определение направлений деятельности школьников в музее. Актив музея был разделен на несколько групп. Первая группа занимается сбором информации и пополнением архивных материалов, вторая – работает непосредственно с экспонатами музея, в ведении третьей группы популяризация музейной деятельности среди учащихся школы.

Одним из направлений работы музея является участие в конкурсах. Одним из них является областная неделя музеев, которая включает в себя конкурс на лучший макет для школьного музея «Янтарный край», конкурс презентаций виртуальных экскурсий «Моя малая Родина» по  своему городу.

Для участия в данных  конкурсах была проведена следующая работа. Созданы две творческие группы из актива музея и поставлены цели их деятельности. Группы накапливали материал для реферативных и авторских работ.

В ходе подготовки конкурсной работы учащиеся первой группы узнали историю школьного здания, изучили архивные материалы, составили описание здания школы как памятника архитектуры. Результатами деятельности данной творческой группы явилось создание объемного макета здания школы. Работа учащихся была высоко отмечена, ребята заняли 2 место в городском конкурсе.

Другая творческая группа участвовала в конкурсе виртуальных экскурсий «Моя малая Родина». В данном конкурсе необходимо было выбрать маршрут,  описать исторические объекты и составить презентацию. Наша экскурсия называлась «Уголки родного края». Маршрут экскурсии начинался у железнодорожного вокзала, далее проходил по улице Первомайской к нашей школе. Здесь мы знакомили аудиторию с историей  школы в довоенный и послевоенный период. Затем маршрут проходил через парк, который расположен неподалеку. Из парка экскурсия вела нас на нынешнюю улицу Ломоносова, здесь мы рассматривали различные архитектурные стили зданий. И заканчивалась она рассказом о Вилле Франка — прекраснейшем частном доме Тильзита. Рассказ был эмоционально представлен, что отметили члены жюри. Ребята заняли достойное III место.

В результате этой деятельности учащиеся научились работать с архивными материалами, сводить их в реферативные работы, приобрели навык представления своих работ и навык публичного выступления.

Я, как молодой педагог, получила навык организации деятельности детских коллективов, навыки коммуникации. Научилась выстраивать связи с внешкольными организациями и педагогами других общеобразовательных учреждений.

С помощью системы разработанных критериев отслеживается ход выполнения проекта.

 Критерии Показатели
количественные качественные
Проектная и исследовательская деятельность учащихся на музейных материалах Два проекта «Янтарный край», «Моя малая Родина» Призовые места на муниципальном уровне
Пополнение фонда музея Макет школы, презентация виртуальной экскурсии, фотографии. Количество подлинных документов и предметов, работы выполненные учащимися
Экскурсионно-массовая работа Проведение экскурсий для учащихся и гостей школы, публикации о деятельности на сайте школы  Записи в книге отзывов. Публикации в СМИ. Благодарственные письма, грамоты.Призовые места в конкурсах экскурсоводов

 ПроведяSWOT-анализ проекта, мы определили сильные и слабые его стороны.

Сильные стороны проекта Слабые стороны проекта
Воспитание патриотизма в процессе краеведческой работы Недостаточное ознакомление учащихся школы с результатами работы
Формирование коммуникативных навыков, как у детей, так и у педагогов Недостаток опыта подготовки исследовательских проектов, как у педагога, так и школьников
Выстраивание связей с внешкольными организациями Недостаток опыта публичных выступлений у учащихся
Учащиеся получили навык представления работ
Вовлечение в работу разной категории детей.

 

На сегодняшний день мы работаем над преодолением возникших трудностей. Колоссальную поддержку нам оказывают как администрация школы, так и преподавательский состав.

До окончания срока проекта еще достаточно времени, и уже сегодня можно определить перспективы его развития.

  1. Проведение экскурсии «Моя малая Родина» для учащихся школы на основе выполненных проектов
  2. Создание газеты школьного музея, где будет освещаться деятельность музея
  3. Пополнение экспозиций
  4. Продолжение работы над продуктом проекта – альбомом «Летопись школы»
  5. Продолжить работу по патриотическому воспитанию учащихся на основе материалов школьного музея
  6. Развитие у учащихся интереса к истории родного края, к научно-познавательной деятельности

 

В результате реализации проектов школьный музей сохранит и упрочит свои позиции как центр духовно-нравственного развития и  воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма. Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды, повышению конкурентоспособности личности.

Учитель истории и обществознания Асафова М.И.

Руководитель проекта, наставник   учитель географии Сокол Н.В.

Проект

«Известные выпускники нашей школы»

Наша школа имеет богатую историю. В ней училось много известных людей. На ее примере можно изучать целые эпохи, водоразделом которых является вторая мировая война.

Целью  данной работы является воспитание  у учащихся чувства уважения  к своей школе на примере биографий известных  выпускников.

В связи с этим, поставлены следующие задачи: изучение биографий выпускников на основе архивных материалов городского и школьного музеев. Обновление экспозиции школьного музея посвященного выпускникам. И как итог всей работы — выпуск сборника  «Известные выпускники нашей школы».

В современных школах становится популярным  изучать и знать историю своей школы. Во многих школах, в том числе и в нашей, есть свои музеи и архивы. Поскольку я являюсь историком и так же выпускником этой школы, то мне показалось интересным изучить историю школы в контексте биографий известных её выпускников. Всю историю школы можно разделить на 3 периода: довоенный, советский и современный периоды. Начнем с известных выпускников довоенного периода.

Иоганна Вольф — известная немецкая писательница. До 14-летнего возраста посещала Меервишскую народную школу (так называлась наша школа до войны) в ней учились дети небогатых горожан. Первая публикация Иоганны состоялась в 1896 году. До 1939 года она опубликовала множество поэтических сборников, пьес и романов. В 1930 году Иоганна Вольф была признана почетным жителем города Тильзита, а в 1943 году в Тильзите Меервишская народная школа была переименована в школу имени Иоганны Вольф.

Армин Мюллер-Шталь. Родился в 1930 г. в Тильзите. Выдающийся немецкий актёр и режиссер мирового уровня. Лауреат многочисленных мировых кинонаград. В 1997 году выдвигался на премию «Оскар». В декабре 2011 Армин Мюллер-Шталь впервые с 1938 года посетил свой родной город, где ему было присвоено звание почётного гражданина города Советска.

Трауте Энглерт. Немецкая писательница. Родилась в 1931 году в Тильзите. В 1944 вместе с родителями покинула его, но в своих книгах до сих пор особое внимание уделяет родному городу, его истории, его бывшим жителям. Написала книгу о Меервишской школе, в которой училась она, и о нынешней СОШ №4. В 2000 и  2011 гг. посетила г. Советск.

Ханс Дзирен. Учился в школе в начале 1940-х гг. В связи с войной его семья покинула Тильзит. В настоящее время Ханс Дзирен является основателем и председателем «общества тильзитских немцев» в Германии.

1 сентября 2012 г. Он был гостем на торжественной линейке в школе.

Это были известные выпускники нашей школы довоенного периода. Если говорить о  советском периоде, то можно остановиться на историях следующих выпускников.

Одна из первых выпускниц нашей школы Людмила Булынина, была одноклассницей Светланы Светличной. Окончила школу в  1957 г. В настоящее время работает в калининградской областной больнице. Является заслуженным врачом РФ. Хирург высшей категории. Провела свыше 2000 операций.

Одна из самых ярких страниц в истории нашей школы — Светлана Афанасьевна Светличная (р. 1940) — советская и российская актриса театра и кино, Заслуженная  артистка РСФСР.   Поскольку ее отец был военным, семья часто переезжала. Поступила Светлана в нашу школу в 4-й класс и успешно ее окончила в 1957 году. В школьном музее хранятся экзаменационные ведомости наших известных выпускниц, приятно вспомнить, что Светлана Афанасьевна окончила школу с одной «4» по литературе, на «отлично» сдав все выпускные экзамены.

Позже отец Светланы ушёл в отставку и семья поселилась в Мелитополе. В 1958 году ей удалось поступить во ВГИК, на курс Михаила Ромма. Летом 2010  по приглашению депутата областной думы Вадима  Абарюса Светличная после долгого перерыва посетила Советск. Через год актриса вновь посетила наш город, где на праздновании дня города ей было присвоено звание почётного гражданина Советска. Осенью 2012 г. Светлана Афанасьевна Светличная присутствовала  на 65-летнем юбилее нашей  школы.

Виктор Пельменев. Декан факультета физической культуры и спорта БФУ им. И. Канта, доктор педагогических наук. Выпускник школы № 4  1962 г. Со школьных времен серьезно увлекался спортом. Сначала занимался гимнастикой, затем плаванием, футболом.  Учился в Ленинградском институте физической культуры им. Лесгафта. Имел множество спортивных званий (являлся мастером спорта по баскетболу и по вольной борьбе), нередко побеждал на соревнованиях. Начал свою трудовую карьеру на кафедре физвоспитания в Калининградском университете. Закончил аспирантуру. С 1983 был назначен заведующим кафедрой. В настоящее время декан факультета физкультуры и спорта.

Нашу школу закончила Жукова Лариса Николаевна – старший методист центра модернизации Калининградского областного института развития образования. На протяжении 5 лет курирует работу нашей школы. Оказывает методическую помощь  в проведении семинаров ,проводимых в школе.

Олег Яковенко. Родился в 1978 году. Выпускник школы 1995 г.
В 2000 году закончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, обучался в мастерской В.В. Петрова.
Олег Яковенко известен как поющий актер, у него лирический баритон. На конкурсе «Весна романса» актер стал дипломантом, а на конкурсе «Актерская песня» взял вторую премию.  В театр имени Рубена Симонова Олег Яковенко пришел в декабре 2002 года и сразу вошел в спектакли «Козленок в молоке» и «Валентин и Валентина».

Елена Глушакова. Корреспондент РИА «Новости». В 1989 г. поступила в 3 класс школы № 4 г. Советска. Закончила школу в 1996 г. с серебряной медалью и поступила на факультет журналистики МГУ им. Ломоносова. Еще во время учебы в университете была замечена и успешно прошла этап стажировки в крупнейшем агентстве России РИА «Новости». В настоящее время работает в группе журналистов, сопровождающих президента В.В. Путина.

Это была лишь малая часть всех известных выпускников нашей школы. Все они внесли большой вклад в различные сферы деятельности: в образование, в науку, в литературу и искусство… Всех их объединяет учеба в нашей замечательной школе. И все вспоминают учебу в школе с большой теплотой и радостью. Будем надеяться, что на этом летопись известных выпускников не закончилась, мы ждем новых успехов!

В заключение скажу, что по результатам исследования мы выпустили брошюру «Известные выпускники нашей школы», которую мне приятно вам представить.

 

Учитель истории и обществознания Масев Р.А.

Руководитель проекта, наставник   учитель химии Шершнёва В.И.

 

ЛОГО1