photo #1
photo #1
photo #1
photo #1
photo #1
photo #1
photo #1
photo #1
photo #2
photo #3
photo #4
photo #5
photo #6

Инф-образоват.ресурсы

 

Развитие талантливых детей

Приказ «Об организации школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2017-2018 учебном году»

Положение о проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в МБОУ «СОШ № 4 с УИОП СГО»

Зажигаем Звезды Балтики

Видео конкурса «Звезды Балтики»

Танцевальный конкурс

Вокальный конкурс

Работа с одаренными учащимися

В МБОУ «СОШ № 4 с УИОП СГО» накоплен определенный опыт работы с одарёнными детьми:
— включены в учебный план школы элективные, факультативные курсы по углубленному изучению предметов школьной программы.
— организована научно-исследовательская, проектная деятельность;
— разрабатываются задания и вопросы повышенного уровня сложности по предметам;
— планируется воспитательная работа в классе с учетом реализации одаренными детьми класса своих способностей;
— учащимся своевременно предоставляется информация и положения о проведении конкурсов;
— организовано участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;
— развита сеть дополнительного образования (спортивные кружки, танцевальный, декоративно-прикладного творчества и т.д.)
— создан банк данных участия детей в конкурсах;
— в планы работы кафедр внесена работа с одаренными детьми;
— создан стенд «Лучшие ученики школы».
В работе с одаренными детьми используем:
— принцип опережающего обучения;
— принцип комфортности в любой деятельности;
-принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся;
— принцип развивающего обучения;
— возрастание роли внеурочной деятельности.
Ученики школы ежегодно принимают участие в международных и всероссийских интеллектуальных играх: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое Руно», «Британский бульдог», во всероссийской предметной олимпиаде «Олимпус», всероссийских конкурсах «Родное слово», «Эврика» и др.

 

Включение в проектную деятельность младших школьников.

В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже начиная со 2 класса учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных заданий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.
Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности свою работу я выстраиваю от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.
Таким образом, проектная деятельность учащихся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения является основой для организации научно-исследовательской деятельности младших школьников.
Учитель начальных классов Трифонова В.В.

                               Автор: ученица 11 «Б» класса

                                                  МБОУ «СОШ № 4 с УИОП СГО»                                           

                                                  Груздова Татьяна

                                                   Руководитель: учитель биологии

                                                   МБОУ «СОШ № 4 с УИОП СГО»                                          

                                                   Лазо Вера Кирилловна        

 

Роль грибов в городском парке

Исследовательская работа

 

Содержание

1.     Введение…………………………………………………………………..3

2.     Роль грибов в природных биоценозах…………….……………..……..4

3.     Экологические группы грибов……………………………….….………5

4.     Исследовательская работа…………………………………….…………8

5.     Вывод …………………………………………………………………….10

6.     Заключение………………………………………………………………11

7.     Литература……………………………………………………………… 12

8.     Приложение………………………………………………………………13

 

Введение

 

       Грибы    ни занимают особое положение  в системе органического мира, представляя особое царство.      В  начале 20 века классик отечественного лесоводства Г.Ф. Морозов высказал мнение о том, что для успешного ведения лесного хозяйства необходимо знать природу леса во всех её проявлениях. В то же время он указывал, что под лесом следует понимать не только древостой, но и всю среду его обитания. Грибы также следует рассматривать как один из естественных компонентов лесного сообщества. Грибы являются мощным фактором, влияющим на жизнь леса в целом. От их деятельности зависит, в первую очередь, формирование полноценного леса.    

    Грибы являются обязательным компонентом   лесного  биоценоза,  и  от их деятельности зависит,   формирование полноценного леса.  (4)

        В парке  на угнетенных  деревьях встречались грибы.  Мы  выдвинули гипотезу, что причиной угнетения  могут быть грибы – паразиты, которые вызывают заболевания деревьев.

Актуальность исследовательской работы обусловлена тем, что проблема угнетения  деревьев является не только нашего парка, но и всех лесов. В настоящее время ученые бьют тревогу, призывая нас к сохранению и защите  

1                      

окружающей среды, а так же ко всяческой помощи ей. Но не каждый знает, в чем состоит проблема его края, поэтому, как альтернативный вариант, мы предлагаем  изучение грибов парка (леса), выяснение  их влияние  на состояние парка  и нахождение путей сохранения       лесонасаждения.  

                               

Роль грибов в природных биоценозах.

 

      Грибы широко распространены в природе на самых различных субстратах. В процессе приспособления к разным условиям жизни и используя для питания различные вещества субстрата, они образуют   экологические группы.

         Из всего многообразия организмов, существующих в  биосфере, только грибы обладают необходимыми и самодостаточными ферментными системами, позволяющими им осуществлять полную биохимическую конверсию соединений древесины. Выделяя высокоактивные ферменты, грибы расщепляют   высокомолекулярные вещества, а затем всасывают их. Поэтому можно сказать, что именно взаимосвязанная деятельность растений и дереворазрушающих грибов лежит в основе биологического круговорота лесных экосистем, играющих исключительную роль в биосфере. (4).

 Грибы могут жить в различных средах — в почве, лесной подстилке, в воде, на разлагающихся и живых организмах. 

   Грибы играют большую роль в разложении растительного опада. Именно вносят основной вклад в разложении наиболее стойких соединений: целлюлозы и лигнина.   В 1 г почвы разных типов обнаруживается от 10 до 300 тыс. грибов. Предпочитаемое ими место обитания ограничено поверхностным слоем почвы. Суммарная длина грибного мицелия в почвах холодного и умеренного климата измеряется от нескольких сотен до тысяч метров на 1 г почвы.

  Грибы синтезируют «ростовые факторы» — гиббереллины, которые регулируют процессы роста и развития растений.

      Крайне важной экологической группой являются и грибы, вступающие в симбиоз с сосудистыми растениями. Почвенным питанием растений в подавляющей массе случаев заправляют грибы.  Впоследствии между корневыми системами растений и грибов возникают прямые и устойчивые физиологические связи, и такая форма симбиозов  получила название «микоризы».(1)Ее роль многообразна. Она подводит влагу и биофилы к корням от удаленных участков почвы, служит преградой для ядовитых тяжелых элементов, повышает эффективность фотосинтеза.

                 Микоризные грибы   увеличивают поглощающую поверхность корневых систем, что облегчает им поддержание водно-минерального баланса.  Считается, что благодаря микоризным грибам растения получают возможность использовать недоступные им ресурсы минерального питания. В частности, микоризы – это один из основных каналов, по которым 

2

происходит включение фосфора из геологического круговорота в биологический. Это свидетельствует, что наземные растения не являются полностью автономными в своём минеральном питании. (5)

         Роль микоризы в биоценозах, состоит ещё в том, что корни различных растений могут быть связаны друг с другом гифами.

   Грибы оказываются в роли не только поставщиков, но и перераспределителей биогенных веществ, для всего фитоценоза как целого.  Таким образом, в любом растительном сообществе корневые системы растений различных видов оказываются погружёнными вместе в сложную сеть из гифов нескольких или даже многих видов грибов. Микориза в таком сообществе выступает как некий интегрирующий механизм, определяющий его физиологическую целостность.(3)

     Ещё в 1920-х годах великий почвовед  В.Р. Вильямс высказал идею всеобщей симбиотической связи растений  и грибов. Весьма существенным для развития этой концепции была выдвинута гипотеза об  управляемой почвенной биоты. 

   Оказалось, что эти грибы не терпят соперников того же вида, воюя с ними активными метаболитами, и в то же время нормально сосуществуют с другими грибами. Грибы могут   поддерживать рост одних растений и подавлять рост других. Известно,  что отдельные грибы – весьма долгоживущие организмы и действительно могут брать под свой контроль огромные площади. (3)

   На роль управленцев претендуют всем нам известные опёнки. Во-первых, они космополиты,  а во-вторых, способны уничтожить целые посадки «неугодных» им деревьев.

     Ещё одна функция микориз – защита корневых систем от фитопатогенных организмов.  В самое последнее время экспериментально было показано , что чем выше биологическое разнообразие микоризных грибов, тем выше видовое разнообразие, продуктивность и стабильность фитоценозов и экосистем в целом.

       Грибы в виде одиночных клеток способны проникать в верхние ярусы деревьев, образуя так называемые эндофиты, которые заметно влияют на фотосинтез.

Экологические группы грибов.

Грибы очень специфичны по своим требованиям к условиям роста и развития. Они обычно строго приурочены к комплексу экологических условий (особенно к субстрату). Грибы питаются готовыми органическими веществами, поэтому выделяют экологические группы грибов по их приуроченности к тому или иному субстрату.

I.Ксилотрофы — чётко очерченная группа древоразрушающих грибов. Типичные обитатели лесов. Это грибы-мезофилы, т.е. для их развития необходимо значительное постоянное количество влаги. К

дереворазрушающим грибам относится более 150 видов базидиальных и

3

частично сумчатых грибов. Они разрушают мертвую древесину ветвей, пней, естественного отпада, чем выполняют определенную положительную роль, минерализуя органические вещества, ускоряя тем самым круговорот минеральных соединений в почве.  Древние связи грибов — ксилотрофов   с древесными растениями привели к возникновению у грибов уникального комплекса ферментов, разрушающих древесные полимеры: целлюлозу и лигнин. Не будь грибов, леса до макушек были бы покрыты мертвыми ветками, то есть грибы — важнейшие санитары леса. Но поскольку из мертвой древесины делают дома, фонарные столбы, железнодорожные шпалы и т.д., древоразрушающие грибы наряду с полезной экологической функцией наносят огромный урон цивилизации. (3)

 Эту группу можно разделить на две подгруппы:

а) грибы-паразиты, поселяющиеся на живой или отмирающей, ещё не начавшей разлагаться древесине.  Дереворазрушающие грибы во многих лесных биоценозах, особенно искусственного происхождения, причиняют значительный, с хозяйственной точки зрения, ущерб, поражая корни, стволы, вершины деревьев, разрушая древесину. К нимотносятся ложный трутовик и корневая губка, опёнок осенний и др.  Многие из них способны развиваться на древесине деревьев, кустарников, хвойных и лиственных пород. Иногда на одном и том же дереве уживаются одновременно два и более древоразрушителей. Это свидетельствует о том, что они потребляют из древесины разные питательные вещества или одни и те же, но в последнем случае между ними идет, по-видимому, непримиримая и невидимая для нас борьба за субстрат.

Грибы — паразиты растений  чрезвычайно разнообразны. Они  могут быть узкоспециализированными,  поражающими только близкородственные виды растений или, наоборот, абсолютно неразборчивыми.  Среди них есть виды, приспособленные к заражению только всходов или, наоборот, стареющих растений; способные извлекать энергию лишь из живых, активно функционирующих клеток, или же они должны прежде убить эти клетки своими токсинами. Все эти паразиты в природных фитоценозах выполняют важные экологические функции. Грибы-паразиты вызывают гниль различных пород деревьев  (6)  У корневых гнилей переход инфекции наблюдается при контакте корней, у опенка — ризоморфами. Из возбудителей стволовых гнилей наиболее распространенные на хвойных породах сосновая и еловая губка,   трутовик окаймленный; на лиственных: трутовик настоящий, ложный, ложный осиновый, ложный дубовый, серно-желтый, березовая и дубовая губки и много других. Раневые гнили вызывают: трутовик чешуйчатый, вешенка обыкновенная, зимний гриб; вершинные — стереум волосистый. Наиболее опасные возбудители корневых гнилей: корневая губка и опенок осенний. Вред их в лесном хозяйстве велик, по далеко неполным данным дереворазрушающие грибы на 10—30 % снижают потенциальную продуктивность лесов, резко ухудшают качество получаемой древесины. Поражение стволов и ветвей растущих деревьев наблюдается во

4

всех природных зонах, поясах равнинных и горных лесов, во всех типах леса, на всех древесных и кустарниковых породах. Интенсивность поражения несомненно бывает различной в зависимости от происхождения, состава, возраста и других особенностей леса. По своему развитию они нередко достигают размеров эпифитотий, отличающихся высокой интенсивностью поражения и большим районом распространения      

      Хозяевами паразитических грибов чаще всего являются высшие растения, но ими могут быть и животные, а также грибы других видов. Для высасывания веществ из клетки хозяина на гифах паразитических грибов часто образуются гаустории, которые представляют собой боковые ответвления гифы, проникающие внутрь клетки хозяина. Древесные породы заражаются мицелием, развивающимся из попадающих на поверхность коры спор грибов, и проникающим внутрь. Внедрение гриба происходит обычно через разрывы коры или погрызи ее животными, морозобойные трещины, обдиры, поражение молнией,через раны, возникшие под влиянием микромицетов или в результате механических повреждений. Паразиты   растений  так же могут  использовать естественные отверстия в эпидерме — устьица. Внешние признаки разрушения древесины долго не проявляются; первоначально мицелий разрастается внутри корней, стволов и ветвей, разлагая отдельные слои древесины. Лишь после нескольких месяцев или лет жизнедеятельности мицелия в тканях дерева, кустарника, на стволах, ветвях и корнях появляются однолетние или многолетние плодовые тела макромицетов —  разрушителей древесины. Однолетние плодовые тела обычно развиваются во второй половине лета и, окончив спороношение, к зиме отмирают. Во время внезапных первых заморозков плодовые тела на фоне снежной пороши очень эффектны: стоят, как хрустальные, а дотронешься — ломаются, как стекло, обнажая мельчайшие кристаллики льда внутри грибной ткани. При наступлении оттепели некоторые из них, например плодовые тела зимнего гриба, вновь образуют споры. Наиболее выносливы многолетние плодовые тела ксилотрофов: они переживают все невзгоды зимы —  и лютые морозы и оттепели с наступлением весны они оживают и начинают формировать органы спороношения. Одна из морфологических особенностей, позволяющая многолетним плодовым телам древоразрушителей переносить неблагоприятное воздействие внешних условий, —  сравнительно толстая пигментированная поверхностная кожица. Она хорошо заметна на поперечном разрезе многих трутовиков. Другая особенность — довольно толстый слой бесплодной ткани, прикрывающий сверху спороносный слой многочисленных древоразрушителей. Главенствующая роль в сохранении жизнеспособности трутовиков принадлежит мицелию. Грибница всех древоразрушителей хорошо защищена от непогоды корой и тканями дерева.    В ходе роста гриб выделяет ферменты, разрушающие срединные пластинки между растительными клетками, в результате чего ткани размягчаются. Некоторые паразиты ограничиваются тем, что постепенно высасывают вещества из хозяина, но не

5

приводят его к гибели, другие же выделяют ферменты, расщепляющие

целлюлозу клеточной стенки, что приводит к гибели клетки-хозяина, после чего паразит питается органическими остатками хозяина.

       Некоторые грибы становятся паразитами только в определённых случаях. Например, известны виды, являющиеся сапротрофными, но при этом способные поселяться на ослабленных организмах, переходя на паразитический образ жизни. Когда хозяин погибает, они продолжают жить на нём как сапротрофы, поглощая органические вещества того организма, на котором они недавно паразитировали. Грибы, способные вести исключительно паразитический образ жизни, называют облигатными паразитами. Формы, которые способны периодически менять образ жизни с сапротрофного  на паразитический, называют факультативными паразитами. При этом облигатные паразиты обычно не приводят к смерти хозяина, поскольку для них это тоже будет губительно, тогда как деятельность факультативных паразитов чаще всего убивает хозяина, но  они и в дальнейшем могут жить и на мёртвых остатках.

 б)грибы-сапротрофы, поселяющиеся на мёртвой неразложившейся или уже частично разложившейся древесине: сухостойные стволы, валежник, пни. Ветровальную древесину, пни, естественный отпад разрушают деревоокрашивающие и дереворазрушающие грибы сапротрофы: кориолюсы, шизофил обыкновенный, горбатый, бугристый, плоский трутовики и ряд других видов. Они значительно ускоряют разложение и минерализацию ветвей, сучьев, порубочных остатков, валежа, пней. Интересно, что грибы на древесных остатках появляются в определенной последовательности: сначала деревоокрашивающие, после дереворазрушающие первого, второго порядка, а затемсапрогрофные грибы –гумификаторы. Обычно грибы, входящие в эти подгруппы, последовательно сменяют друг друга на этом субстрате. Наряду с сапротрофными бактериями составляют блок редуцентов — необходимое звено в трофической цепи любого биоценоза . (2)

II. Почвенные сапротрофы поселяются на лесном опаде, постилке, в гумусном слое почвы и питаются за счёт   разложившихся растительных остатков. Например:   мицена, коллибия. Огромное значение имеют  грибы-почвообразователи для самого существования среды обитания 80% наземных организмов, включая почти все высшие растения . Протяженность грибных гиф в почве превышает протяженность корней высших растений, причем, как и в зоне корней — ризосфере, в зоне гиф грибов — гифосфере вследствие выделения метаболитов создается специфическая среда, благоприятная для одних групп микроорганизмов и невыносимая для других. Грибы (включая лишайниковые) вместе с актиномицетами не только создали почву, но и продолжают активно участвовать в почвообразовательном процессе. Отмершие растения моментально заселяются грибами, которые передавая их, как по конвейеру, от одних видов другим осуществляют превращение тел растений в почву.(2)

6

 III. Микоризные грибы или грибы-симбиотрофыэто   особая группа лесных почвенных грибов, которая образует симбиоз с корнями высших растений   как древесных, так и травянистых.   Около 80% видов современных растений имеют на корнях микоризу. Микоризные грибы,  во-первых, увеличивают всасывающую поверхность корней. Во-вторых, производят многие биологически активные вещества, используемые растениями.   В-третьих, переводят трудно усваиваемые соединения фосфора почвы в растворимую форму, доступную растениям. В-четвертых, защищают корни от заражения потенциальными в почве обитающими паразитами. Наконец, в-пятых, мицелий микоризных грибов, выходящий из корней разных экземпляров растений в почву, сливается, и по нему мигрируют от одного растения к другому метаболиты, включая питательные вещества, источники энергии, гормоны, токсины, а возможно, и генетическая информация. Таким образом, микориза не только расширяет экологические ниши растений (например, вересковые благодаря микоризе растут на бедных песчаных, тундровых, горных почвах), но и интегрирует популяции и даже разновидовые сообщества в единый гигантский организм с последствиями, которые пока трудно поддаются анализу.

          Как видим, все органические остатки в лесу разлагаются при помощи грибов, бактерий и почвенных животных. Вследствие этого недопустимо нагромождение различных остатков на поверхности почвы. Без этой полезной роли грибов жизнь лесных биоценозов и особенно их почвенного питания была бы невозможна. Обычно считают, что чем быстрее разлагается подстилка, тем быстрее происходит и круговорот веществ, тем здоровее лес. Как правило, подстилка летом должна состоять из спада последнего года.

 

Исследовательская работа

Наши исследования проводились в городском парке в течение семи лет.

Цель:  изучение состава грибов парка   для   определения степени  состояния                                                    деревьев парка.

Перед  исполнением работы ставятся следующие задачи:

1.     Исследовать растущие грибы в парке и определить их видовой состав.

2.     Выделить экологические группы грибов по отношению к субстрату.

3.     Определить породы деревьев, подвергающие заражению грибами – паразитами

4.     определить степень поврежденности деревьев.

Методики. При исследовании использовалась методика наблюдения,  описания, сравнения, измерения , счет,  работа с определителями.   

    Городской парк расположен в черте города. Он является ботаническим памятником природы регионального значения, его площадь составляет 16 га.    В  городском парке можно выделить несколько биотипов. С севера от дороги расположен липовый биотоп. Он занимает небольшой  участок. Кроны лип плотно смыкаются.  Кустарников в  нём нет и можно выделить только 2

7

яруса  — деревья и травы. На этом участке  убирается листва  и опавшие сучья.     Есть сильно увлажнённый участок, на котором растёт ольха серая. Под пологом ольхи весной зацветает гусиный лук и чистяк, ветреница,  а потом вся почва покрывается снытью.

   Центральная часть   парка – это смешенный биотоп. Здесь растут берёза, клён, дуб, липа, сосна, ель, ясень, вяз. Крона деревьев не всюду смыкается , есть открытые хорошо освещённые участки. Преобладающими породами являются клён и липа. 

   В юго-западной части парка небольшой участок занимает граб с примесью берёз , клёнов и дуба.

   Вдоль центральной дороги парка убираются листва и опавшие ветки.    Окраины парк плохо ухожены.   В парке встречается много пней. Так как старые дуплистые деревья периодически вырубаются.

Результаты исследования.

Исследование №1. Определение грибов растущих в городском парке.

Методика. Применялась методика наблюдения, сравнения,  работа  с  определителями.

Результат

 

В ходе работы нами было обнаружено в городском парке около 41 вид   грибов.( 7)   Все грибы были найдены в смешанном и грабовом биоценозах. В липовом биоценозе нет грибов- базиомицентов, потому что там постоянно убирают листву и опавшие сучья.  В ольховом биоценозе очень сыро и почва покрыта снытью. Мы нашли только трутовики растущие на ольхе и на  окраине  биоценоза высоко на берёзе

Исследование №2. Выделение экологических групп грибов по приуроченности к субстрату.

Методика. Анализ  собранного материала  и выделение  экологических групп, по приурочению  к субстрату

 

Результат

 Грибы были обнаружены на различных субстратах. Изучив  литературные данные о грибах, мы выделяли 4 основные экологические группы грибов  по отношению к субстрату. Именно субстрат, из всех экологических факторов, является определяющим для распространения  большинства грибов.    Составили таблицу   Грибы – сапротрофы  поселяющиеся на сухостое, валежнике и пнях, способствует  их быстрому разрушению, реже поражает живые деревья.  Из этой группы чаще всего в городском парке встречаются эксидиопсис  известковый, трутовик настоящий, чешуйчатка обыкновенная, трутовик  горбатый. К грибам – паразитам парка относятся опята, трутовик желто-серый, трутовик ложный.  Самыми распространёнными почвенными сапротрофами  являются мицена наклонённая,    из микоризообразователей  — мухомор красный, сыроежки и рядовка. Но   некоторые грибы – паразиты при гибели дерева могут жить как сапротрофы.  Например, ложный опёнок,

8

настоящий  опёнок,    ( См приложение таблица № 1) (1)

Вывод: В городском парке встречаются грибы – паразиты, сапротрофы,

 микоризообразователи и почвообразователи.

 

Исследование №3. Оценка состояния деревьев , повреждённых грибами – паразитами.

Методика.  Использовали  шкалу категорий состояния деревьев из руководства по проектированию, организации и ведению лесопатологического мониторинга.  (См. приложение Таблица № 2)

 

Результат

      Исследуя визуально деревья парка в течение семи  лет, мы обнаружили трутовики на 13 деревьях.  Из них 3 дерева были мёртвыми, 1 дерево в угнетённом состоянии. Трутовики  на дереве располагаются по одному и целыми группами.   

  Для оценки состояния дерева предлагается использовать шкалу цифровых значений от 0 до 6:

   Данные исследования занесли в  таблицу №2 (См. приложение)

Вывод.

·        Грибы в городском парке играют как положительную роль, так и отрицательную.

·        В городском парке  встречаются  41 вид грибов.

·        Чаще заражение трутовиками подвергаются берёзы, клёны, липы.

·        Из-за повреждённой грибами древесины в городском парке встречаются сломанные деревья.

·        Грибы-паразиты  вызывают гнилевые заболевания у живых деревьев, что   приводит к нарушению физиологических процессов, которые ведут к снижению прироста, общему ослаблению и усыханию деревьев, образованию валежника и бурелома. 

·        Грибы – трутовики, вызывая угнетения деревьев, могут быть индикаторами состояния деревьев (старения парка, леса).

 

Заключение и рекомендации

 

В результате проделанной работы мы узнали, что в городском парке  широко представлены различные виды грибов, которые играют как положительную роль ,обеспечивая растения питательными веществами, защитой, так и отрицательную.

     Любой паразит имеет своепредназначение: в природе нет элементов, не наделенных смыслом и функцией. Так, грибы-трутовики помогают лесу переработатьослабленные, больные и погибшие растения в питательные вещества, обогащающие почву, и расчищать место для новых, молодых растений. Но при этом грибы — паразиты заражают новые деревья,   угнетая,

9

 

разрушают их, что приводит к старению парка (леса)

 

 

     Для уничтожения грибов-паразитов необходимо постоянно следить за деревьями   Срезанные грибы-паразиты следует сжигать, чтобы уничтожить споры и предотвратить размножение. Срезы и раны деревьев замазывать садовым варом.

     Сильно зараженные деревья грибами паразитами уничтожать, а на замену садить более устойчивые породы растений к грибковым заболеваниям (например, осину черную, хвойные)

    Результаты данного исследования могут использоваться для реконструкции зелёных насаждений парка, ухода за ними. При сотрудничестве со службой зелёного хозяйства города необходимо тщательно обследовать поражённые деревья. Вырубить сильно поражённые деревья и посадить новые, более устойчивые к заражению гриба

 

Литература

 

1.    Горленко М.В., Гарибова Л.В., Сидорова И.И. и др. Все о грибах. М. Лесная промышленность 1986г. 280 с.

2.    Дьяков Ю.Т. Грибы и их значениев жизни природы и человека // Соров. образов. журн. 1997. № 3: Биолог

3.    Т.А.Ильина Грибы. Иллюстрированная энциклопедия. М. Эксмо.2009 174 с.

4.    И. В К а р а т ы г и н. Коэволюция грибов и растений. — СПб. Гидрометеоиздат, 1993,  118 с

5.    А. М., Миловидова Л. С. Грибы — друзья и враги леса.- Новосибирск: Наука, 1980.- 191 с.

6.    Г. Г. М и р ч и н к Почвенная микология. — Изд. МГУ, 1988.

7.    Мозолевская Е.Г., Катаев О.А., Соколова Э.С. Методы лесопатологического обследования очагов стволовых вредителей и болезней леса. М., Лесная промышленность, 1984. 152 с.

8.    А.Морозов «Большая грибная энциклопедия». М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005 479с.

9.    Интернет – ресурсы

http://www.forest.ru/rus/basics/fungi/056.htm

http://www.geohobby.ru/enc/fungi.html?start=253

http://images.yandex.ru/yandsearch

http://www.muldyr.ru/a/a/gribyi_-_rol_v_biotsenoze

 http://moondrive.ru/ksilotrofnye-griby/910-biota-ksilotrofnyh-gribov-listvennyh

http://www.nkj.ru/archive/articles/7600/

http://proceedings.usu.ru/?

                                         Автор:  ученица 11 «Б» класса

                                                                    МБОУ «СОШ № 4 с УИОП СГО»    

                                                                    г. Советска  

                                                                    Гасанова Анастасия

                                                                    Руководитель: учитель биологии

                                                                    МБОУ «СОШ № 4 с УИОП СГО»   

                                                                    Лазо Вера Кирилловна

 

                                                                           

Пыльная быль

Исследовательская работа

 

Содержание

1. Введение…………………………………………………………… ………3

2. Обзор литературы………………………………………………..…………4                         

          2.1.Что такое пыль………………………………………..………………4

          2.2Источник пыли…………………………………………………………5

          2.3. Влияние пыли на здоровье…………………………..……… ……5

3. Основная часть…………………………………………………………………7

          3.1. Материал и методика исследования пыли…………………….… 7

4.Выводы и заключения…..……………………………………………….…..9

5.Рекомендации……………….…………………………………………….……9

6Литература……………………………………….……………………………..10

7.Приложение….……………………………………..………………………….11

 

Введение.

          Мы часто слышим по телевизору рекламу о чистящих средствах, пылесосах и при этом говорят об аллергии, которая вызвана пылью. Действительно ли пыль так опасна для человека?

     Пыль оседает в  жилых помещениях на поверхности мебели, а также в труднодоступных  для уборки местах. И сколько неприятностей и хлопот пыль доставляет в доме. Не успеешь уборку сделать, как она снова покрывает шкафы, цветы, полочки и всё стоящее на полочках. И снова приходится браться за уборку. Накапливается пыль даже в закрытых шкафах.

        Посмотрите на луч солнечного света, пробившийся в ваш дом, и вы увидите, сколько пыли буквально висит в воздухе даже после генеральной уборки. Мы делаем уборку, потому что от пыли становится некомфортно или же, потому что пыль может принести ущерб здоровью.  Когда мы  убираемся в  доме, то часто начинаем чихать. Говорят, что это от пыли.

    А сколько раз, выходя из дома и доведя до блеска обувь, мы обнаруживали, что блеска нет на нашей обуви и она покрыта тонким слоем пыли. А подул ветер посильнее, и пыль летит нам прямо в глаза.    И так пыль

1

 

является нашим «неизбежным» соседом.  Она вредна   для человека,  потому

что при дыхании может попасть в лёгкие и нарушать процесс дыхания, но пыль может вызвать   заболевания других органов. Ещё мы часто слышим по телевизору рекламу о чистящих средствах, пылесосах и при этом говорят об аллергии, бытовых клещах.  А причём здесь аллергия.  И тогда я выдвинула гипотезы:  а) в пыли живут клещи –  паразиты, которые могут быть переносчиками заболеваний;

б) в пыли содержатся вещества-аллергены, которые вызывают заболевания.

Цель:  Выяснить, почему пыль может быть аллергеном и вызывать многие заболевания у человека.    

Задачи: 1.Изучить литературу о составе пыли и влиянии её на организм человека.

 2. Выяснить, почему пыль может быть аллергеном.

 3. Выяснить предупреждения аллергии, вызванной пылью.

 4. Исследовать состав бытовой пыли.

                                                                       

 

Что такое пыль.

    Вашингтонская журналистка. Автор многих научно-популярных статей, Пенни Мосер как-то, сидя за пишущей машинкой  и раздумывая над темой очередной статьи, заметила под столом большой комок пыли.  Моссер решила выяснить из чего состоит обыкновенная домашняя пыль и откуда она берётся. Результаты расследования она изложила в статье.

Проанализировать домашнюю пыль согласилась Мэрилендская лаборатория медицинских исследований . Пробы пыли были взяты из разных мест квартиры.

Частички из перенесённых а лабораторию шариков пыли  положили на разные питательны среды, и через несколько дней выросли  интересные культуры – разнообразные плесневые грибки. А также бактерии. Самый интересный результат дала пыль с вентилятора и из кондиционера, здесь были найдены споры возбудителя гангрены.

   Пыль по-научному это множество мелких твёрдых частиц , которые сдержатся в газовой среде. Пыль может быть видима невооруженным глазом или быть микроскопической. Пылинки могут быть какими угодно по форме. 

Отдельная пылинка может состоять из мертвых клеток кожи, перхоти человека или животного. Частиц ткани , животных , птичьих перьев,.   остатки еды, частиц мёртвых тараканов и даже живых организмов , например, бактерий , грибков. Спор плесени и маленьких живых существ , которые называются бытовыми клещами. Количество пыли, которое по весу  соответствует скрепке для бумаги, содержится приблизительно 19000 бытовых клещей.

      Пыль бывает бытовая, производственная, уличная, офисная. По

2

происхождению пыль разделяют на:  неорганическую, органическую, смешанную. К неорганическим видам пыли относятся минеральная       (известковая, цементная,  ) и металлическая.

Органическая пыль может быть  растительного  и животного происхождения. 

Атмосферная пыль содержит частицы диаметром от 10-7 до 10-2 см ( из которых наиболее мелкие не оседают даже в неподвижном воздухе). 

Некоторое значение имеют пылинки вулканического и даже космического происхождения. Подсчитано что на Земле ежегодно оседает около 5 млн. т  космической пыли. 

Кубический сантиметр комнатного воздуха обычно содержит миллионы пылинок.

        При определении степени воздействия пыли на организм человека следует учитывать не только физические свойства, но и размер пылинок. Наиболее вредны пылинки размером до 5мкм., т.к. они способны проникнуть в альвеолы лёгких. Пылинки размером 5-10 мкм и более задерживаются в верхних дыхательных путях и бронхах. На скорость оседания пыли, т.е. способность находится во взвешенном, состоянии влияет дисперсность пыли. Это способствует её проникновению в органы дыхания.

 

Источники пыли.

В мире существуют  несколько  основных  «фабрик  пыли». Это вода (мировой океан), горы (вулканы), пустыни, почва, комическая пыль. Благодаря внеземной пыли наша планета с каждым годом прибавляет в весе порядка десяти тонн. Попадает на Землю космическая пыль чаще всего вместе с метеоритными дождями.  Пыль вполне материальна.

Можно выделить основные причины её возникновения: разрушение материалов, улица, животное и сам человек.

Свою долю пыли прибавляют асбест, используемый в качестве теплоизоляционного и огнеупорного вещества, а также частички отделочных материалов и строительных материалов, ковров, бумаги, образующиеся в результате износа. Пыль неизбежно попадает и с улицы: силикатная пыль, цементная пыль и металлическая

пыль (от близлежащих промышленных предприятий, строек), пыльца растений, тополиный пух, резиновая пыль (шины автотранспорта).

Домашние животные оставляют «свой след»  виде клочков шерсти, частичек кожи  ,

  И, конечно же, сам человек: доля отмерших клеток нашей кожи

составляет примерно 10%  от всего количества домашней пыли.  Плюс частички одежды и текстиля , находящиеся  в доме. Источником бытовой пыли является курение.

 

Влияние пыли на здоровье.

     Домашняя пыль — незримый враг, отрицательно воздействующий не

3

только на чистоту вашей квартиры, но и оказывающий пагубное воздействие на здоровье ее обитателей. Учеными давно доказано вредоносное воздействие пыли. Вдыхая пыль, вы наносите легким вред, равный половине выкуренной сигареты.

Вредное воздействие на организм человека оказывают   нетоксические пыли. Характер воздействия на пыли зависит от ряда факторов: формы пылинок, ее дисперсности, химического состава.

Основными заболеваниями, развивающимися от воздействия различных видов пыли,  являются  заболевая дыхательных путей, кожные заболевания.

       Действие пыли на кожный покров сводится в основном к механическому раздражению. Вследствие такого раздражения возникает небольшой зуд, неприятное ощущение, а при расчесах может появиться покраснение и некоторая припухлость кожного покрова, что свидетельствует о воспалительном процессе.

          Пылинки могут проникать в поры потовых и сальных желез, закупоривая их и тем самым затрудняя их функции. Это приводит к сухости кожного покрова, иногда появляются трещины, сыпи. Попавшие вместе с пылью микробы в закупоренных протоках сальных желез могут развиваться, вызывая гнойничковые заболевания кожи — пиодермии. Закупорка потовых желез пылью в условиях горячего цеха способствует уменьшению потоотделения и тем самым затрудняет терморегуляцию.

       Некоторые токсические пыли при попадании на кожный покров вызывают его химическое раздражение, выражающееся в появлении зуда, красноты, припухлости, а иногда и язвочек. Чаще всего такими свойствами обладают пыли химических веществ (хромовые соли, известь, сода, мышьяк, карбид кальция и др.).

   В спокойном воздухе значительно  быстро оседают пылинки размером 10 мкм и более. Пылинки размером менее 10 мкм оседают медленно и вместе с вдыхаемым воздухом попадают на слизистую оболочку дыхательных путей и частично оседают там. А пылинки размером до 5 мкм попадают в легкие, Частицы пыли размером менее 0.1 мкм в большей степени удаляются из легких вместе с выдыхаемым воздухом, Более крупные пылинки удаляются медленно и накапливаются в легких, приводя их к поражению. 

      Нетоксические пыли, задерживаясь в легких длительное время, постепенно вызывают разрастание вокруг каждой пылинки соединительной ткани, которая не способна воспринимать кислород из вдыхаемого воздуха, насыщать им кровь и выделять при выдохе углекислоту, как это делает нормальная легочная ткань.(3)

В развитии патологических изменений в организме человека большое значение имеет как химический состав пыли, так и количество, содержащееся  в воздухе. При попадании пыли в легкие развивается заболевание, носящее общее название — пневмокониоз. Сущность данного заболевания заключается в развитии фиброза, то есть в замещении легочной

4

ткани соединительной тканью.  Наиболее распространенное и тяжелое заболевание — силикоз. Проявляется он не сразу, а через 5−10, порой через 15 лет работы, связанной с вдыханием пыли кремнезема. Тяжесть заболевания еще усугубляется тем, что оно оказывает влияние на организм в целом (нарушение сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы и др.). При длительном вдыхании  пыли может наблюдаться также поражение верхних дыхательных путей (катар, бронхит, бронхиальная астма). Пыль, оседая на коже и слизистых оболочках глаз, может вызвать их раздражение и воспалительные процессы (экземы и т.п.).

        При попадании на кожу пылинки могут вызвать закупорку сальных и потовых желез,  а следовательно, нарушить нормальную деятельность кожи. Твердые пылинки с острыми краями могут вызвать травмы глаз, кожи и верхних дыхательных путей.

Всем известно, что пыль является известным аллергеном, она может вызвать целый ряд симптомов – от простого насморка до удушья, от сыпи на коже до анафилактического шоке. Поэтому так важно как можно больше сократить присутствие пыли  в воздухе помещений, иначе это грозит возникновением  многих аллергических заболеваний: бронхиальной астмы, дерматита, трахеита, аллергического ринита, ларингита и пр.

Аллергены — это вещества, вызывающие аллергию. Это могут быть белки, сложные отдельные химические соединения.  Составляющие пыль частицы неприятны и вызывают аллергию примерно у 40% людей.

       Последние исследования показали, что обычная пыль может стать причиной резкого снижения иммунитета, а это не очень хорошо. Пониженный иммунитет  провоцирует различные вирусные инфекции частые простуды, снижение активности, повышение утомляемости.

     В одном кубометре домашнего воздуха находится около полумиллиона пылинок. А в одном грамме пыли живут тысячи микроорганизмов. После многочисленных исследований  пыли и реакции на неё стало очевидным, что основным аллергеном домашней пыли является не сама пыль, а микроскопическое паукообразное животное – домашний пыльцевой клещ, размер которого всего 0,4 миллиметра.

К настоящему времени в домашней пыли найдено около 150 видов клещей. В 1 грамме пыли может содержаться от сотни до нескольких тысяч клещей. Мелкие фрагменты  клещей (от 10 до 40 микрон) и продукты их жизнедеятельности, (особенно, фекальные частицы) обладают исключительной способностью вызывать аллергию.

Клещи хорошо размножаются и живут в условиях обычного микроклимата  квартиры: +25 градусов и влажности 75-80%.   Пылевые клещи питаются отмершими частицами человеческой кожи. Точнее, они опасны не сами по себе, а продуктами своей жизнедеятельности, в которых содержатся белки и энзимы, являющиеся серьезными возбудителями аллергии.

Фекалии пылевых клещей являются существенной частью мелкодисперсной

5

пыли. Поскольку обычные пылесосы такую пыль не задерживают, то она беспрепятственно проникает в верхние дыхательные пути и легкие человека и вызывает затрудненное дыхание и воспаления.

       Любая домашняя пыль является комплексом аллергенов. В состав входит   библиотечная пыль (целлюлоза), фрагменты перьев, шерсти и перхоти животных,  шерстяные волокна , волосы и эпидермис человека, споры плесневых грибов и бактерии, частицы насекомых, хлопка, обивки для мебели и ковры, но «главным» из бытовых аллергенов является клещ

Много клещей живёт также в подушках, одеялах, коврах в спальне, мягких игрушках и в занавесках. Клещи домашней пыли наиболее распространены  во влажном  климате и не выживают при снижении влажности до 50%.

К настоящему времени в домашней пыли найдено около 150 видов клещей. В 1 грамме пыли может содержаться от сотни до нескольких тысяч клещей. Мелкие фрагменты  клещей (от 10 до 40 микрон) и продукты их жизнедеятельности (особенно, фекальные частицы) обладают исключительной способностью вызывать аллергию.

Число известных болезней, вызываемых воздействием на организм человека пыли, с каждым днём растёт. Уже известно, что пыль оказывает вредоносное влияние не только на дыхательную систему, но и на пищеварительный тракт, иммунную и нервную системы, кожный покров, зрение. Кроме того, пыль может косвенно вызвать и излишнюю утомляемость, снижение тонуса мышц, плохое самочувствие и настроение,  может привести к специфическим заболеваниям органов дыхания – пневмокониозам, бронхитам, катарам верхних дыхательных путей. Пыль  заполняет поры кожи человека, препятствует нормальному  потовыделению. Это приводит к обезвоживанию и сухости кожи. В результате этого микробы проникают в организм человека,  и вызывает экзему, дерматиты, аллергию. Пыль, попадая на слизистую оболочку глаз, раздражает её и вызывает конъюнктивит. При наличии бактерий могут возникнуть желудочно-кишечные, инфекционные и другие заболевания, которые могут быть причиной  нетрудоспособности различной продолжительности. Из этого следует, что борьба с пылью на производстве является задачей не только санитарно-гигиенической, но и экономической. Так пыль является прекрасной средой для размножения стафилококковых и стрептококковых бактерий, то, попадая в кишечник человека, она провоцирует увеличение численности нежелательных бактериоподобных организмов, которые вызывают желудочно-кишечные заболевания: гастрит,  образование газов и даже язву.

      Но и это ещё не всё. Пыль не только будит уже имеющиеся в организме болезни, но приводит к возникновению новых, например: заболеваний вирусного характера бронхиальной астмы,  заболеваниям почек, инфаркту миокарда, менингиту, артериосклерозу, заболеваниям кожи, конъюнктивитам

         Но, безусловно, самым большим вредом пыли является

распространение эпидемий. Пыль кочует из дома в дом, перенося с собой

6

кучи болезнетворных микробов, бактерий, грибков и вирусов, через дыхательные пути проникает в организм человека и заражает его инфекцией.

 

  

Методы исследования.

1.     Подбор материалов из литературных источников и интернета о составе пыли, влиянии пыли на организм.

Методы:  аналитический

                  Описательный

2.     Сбор образцов пыли (10 проб)

3.     Исследование пыли под микроскопом.

4.     Сбор информации о знании влияния пыли на организм.

Методы:   Анкетирование

 

Результаты исследований.

       Проведён подбор материалов из литературных источников и интернета об источниках образовании пыли, её классификации ,о влиянии пыли на организм и снижении пыли в помещениях.  Анализируя литературные источники, составлена таблица классификация пыли (см.  приложение таблица №1), схемы заболеваний, вызванных пылью (см приложение №2)

В ходе лабораторного исследования было проанализировано 10 проб,  взятых в квартирах и в школе.

1.     Проба № 1. – с пола в коридоре школы

2.     Проба № 2 – с пола в классе

3.     Проба № 3 – на шкафу в классе

4.     Проба № 4 – за батареей в классе

5.     Проба № 5 –с пола в коридоре квартиры

6.     Проба № 6 –с пола в коридоре квартиры

7.     Проба №7 — с пола  в комнате

8.     Проба № 8 — с пола  в комнате

9.     Проба № 9 – на шкафу в квартире

10.                       Проба №10 – за компьютером.

üВывод: В пробах были обнаружены песок, мелкие частички пыли, шерсть животных, волос, частички кожи.

üБолее крупная пыль встречается в коридорах помещений.

üВ жилых помещениях встречаются волос, шерсть животных, ворсинки тканей

7

Результат оформлен был в виде таблицы (см. приложение № 2)

Была составлена анкета и проведено анкетирование о пыли её происхождении и влиянии на организм.

В ходе анкетирования было опрошено   84 учащихся  6-10 классов и была составлена диаграмма по анкетированию (см. приложение № 3) Количество опрошенных учащихся было принято за 100%..

Вывод:  

100% учащихся   считают, что  источник  пыли  могут быть вулканы     

 100% учащихся   считают, что источник пыли  — домашние животные  

21% учащихся   считают, что источник пыли — вода 

Ø18% учащихся   считают, что источник пыли метеориты .

Ø11% учащихся   считают, что источник пыли курение 

Ø83%  учащихся   считают, что пыль является источником аллергии 

Ø57% учащихся   считают, что в коврах живут клещи  

Ø39% учащихся   считают, что клещи вызывают аллергию

Ø62% учащихся   считают, что пыль вызывает заболевания

Ø5%  учащихся   считают, что страдают аллергией на пыль 

Ø 

Выводы и заключение.

    Проанализировав литературу о составе и  о влиянии пыли на организм человека,  я выяснила,    что

·        пыль это множество мелких твёрдых частиц, которые содержаться в газовой среде и имеющая разный химический состав;

·        твердые пылинки с острыми краями могут вызвать травмы глаз, кожи и верхних дыхательных путей.

·        пыль является прекрасной средой для размножения стафилококковых и стрептококковых бактерий

·         пыль оказывает вредоносное влияние   на дыхательную систему, но и на пищеварительный тракт, иммунную и нервную системы, кожный покров, зрение.

·        пыль может быть видима невооружённым глазом или быть микроскопической. Пылинки могут быть разными по форме;

·        Бытовая пыль может вызывать аллергию, потому что в ней живут сапротрофные клещи, экскременты, которых являются аллергенами.

·        обычная пыль может стать причиной резкого снижения иммунитета

      Мы должны делать уборку не только потом, что от пыли становится некомфортно,  ещё и потому , что пыль может принести ущерб  здоровью без должной заботы  о помещении, в котором живёт больной аллергией на

бытовую пыль. Этого можно избежать, если следовать правильной жизненной позиции и заботе о своём здоровье.

     Создать гипоаллергенную  среду дома не просто, но возможно!  Если вы

8

 

будете придерживаться правил, приведённых выше, то обострения и аллергии, вызываемые бытовыми аллергенами можно избежать, либо смягчить симптомы и проявления аллергии на пыль.

Будьте здоровы!

 

Рекомендации по уменьшению пыли.

 

         Похоже мы уже достаточно напугались и запутались, чтобы задать себе вопрос: как жить на этой пыльной планете, в этих пыльных помещениях, среди микроскопических коварных существ и веществ? Что поможет нам гарантированно избавиться от пыли в домах? Хорошо, что для людей, озабоченных  своим здоровьем, не существует предела изобретательности!

Чтобы избежать различных болезней следует снижать содержание пыли в помещениях с помощью проветриваний, влажных уборок, использования материалов, которые создают минимум загрязнений воздуха и, конечно же, необходимо знать некоторые правила.

 

Правило №1: Уменьшить число мест скопления пыли (убрать пылесборники.)

·        Меховые шкуры, ковры, балдахины необходимо убрать подальше.

·        Безделушки, мелкие вещи необходимо хранить в закрытых шкафах и буфетах.

·        Книги, журналы необходимо также хранить в стеллажах на застеклённых полках. .

Правило №2 Постельные принадлежности  и чехлы.

·        Необходимо заменить пуховые и перьевые подушки и матрацы, шерстяные и ватные одеяла  на синтетические.

·        Материал должен обладать высокой воздушностью (полиэстер, лиоцелл).

Правило №3 Уборка.

·        Влажную уборку следует делать как можно чаще.

·        Уборку с помощью пылесоса  рекомендуется делать ежедневно,  в крайнем случае —  не реже 2  раз в неделю.

Правило №4 Очистка воздуха и контроль влажности.

·        Уменьшить запылённость воздуха можно с помощью использования очистителей воздуха.

 Правило №5 Соблюдать рекомендации врача.

·        При первых признаках аллергии обратиться  к врачу.

 

                                                            Литература

1.     Популярная медицинская энциклопедия М.Н. Ланцман, В.И. Бородулин, А.В. Бруенок, 1961.

2.     «Не надо пыли!», Комсомольская правда, С. Болашенко 31.05.2004

3.     Интернет ресурсы.

                 http://www.avcl.ru/harm.php

                 http://www.sunhome.ru/journal/132052

                 http://kerxerpl.narod.ru/statb98.htm

                 http://www.dishisvobodno.ru/dust.html

Классный портрет.

Звонок прозвенел, но не слышно ребят,

Тихонько сидят, меж собой говорят…

А что же случилось — открыть вам секрет?

Мы вместе рисуем наш классный портрет.

Ведь это трудней, чем читать и считать.

Какими словами про нас рассказать?

Сначала хотели представить свой класс

По цвету волос или цвет наших глаз,

Размеру ботинок, по весу, по росту —

Составить портрет оказалось непросто!

А мы-то все вместе поем и танцуем,

Задачки решаем, читаем, рисуем,

И любим гулять, и не любим котлеты (рыбные)

Но как же все это представить в портрете?

Навспоминали так много всего,

Но это не скажет о нас ни-че-го…

Фотограф помог и дал лучший совет,

Как лучше составить наш классный портрет,

Чтоб каждый, взглянув, говорил бы себе:

«Да это же тот самый первый  «Б»!

Рисунок

ЛОГО1