Образовательные стандарты
Информация о федеральных государственных образовательных стандартах
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Информация о государственных образовательных стандартах
Государственный образовательный стандарт общего образования – часть государственных образовательных стандартов, нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).
Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
- равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
- единства образовательного пространства в Российской Федерации;
- защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
- преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;
- социальной защищённости обучающихся;
- социальной и профессиональной защищённости педагогических работников;
- прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
- основы для расчёта федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.
Государственный стандарт общего образования является основой:
- разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;
- объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
- определения объёма бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
- установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;
- установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.
Государственный стандарт общего образования первого поколения включал три компонента:
-
- федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией (отводится не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);
- региональный (национально-региональный) компонент – устанавливается субъектом Российской Федерации (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);
- компонент образовательного учреждения – самостоятельно устанавливается образовательным учреждением (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования).
Интернет-ресурсы по вопросам ФГОС :
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Калининградский областной институт развития образования
Итоги введения ФГОС в МБОУ «СОШ № 4 с УИОП СГО»
В 2017-20187 учебном году по новым федеральным государственным образовательным стандартам будут обучаться все учащиеся начальной школы, а также ученики 5-х , 6-х, 7-х классов. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, учителя обучают детей, формируя две группы новых умений: универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться — навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации и формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Учителя начальных классов обучают детей, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося, учат сравнивать, обобщать, делать выводы. Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет в зоне ближайшего развития каждого ученика. Важным элементом формирования УУД является ориентировка младших школьников в информационно- коммуникативных технологиях. Учителя широко используют возможности ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. В каждом классе отведено 6 часов на занятия внеурочной деятельностью. Занятия проводятся в форме кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВН, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе педагога глубже изучается материал.
Учителя накапливают и сохраняют материалы о личностном развитии учащихся (портфолио, диагностические карты, отслеживается мониторинг развития обучающихся.)
Для отслеживания результатов освоения основной образовательной прог раммы проводятся мониторинги качества образования: стартовые контрольные работы в начале года, административные контрольные работы по итогам первого полугодия и второго полугодия и комплексные работы. В первом классе в начале учебного года проводится входной мониторинг и мониторинг учебных достижений в конце учебного года. Анализ мониторингов всех уровней свидетельствует о хорошем уровне обученности учащихся начальных классов, освоении ими основной образовательной программы, сформированности УУД.
В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов с 2011 года проделана большая работа:
— модернизация структуры и содержания образования, педагогических технологий существенно повысили эффективность функционирования и развития образовательного учреждения
— педагоги применяют на практике различные инновационные технологии
— сформирована развивающая среда
— учителя обеспечены информационно- методическими ресурсами